21-22 января 2016 года в г. Амстердам (Нидерланды) состоялась Третья конференция по вопросам грамотности в Европе сетевого проекта (ELINET – Европейская сеть по вопросам политики в области грамотности), финансированного Еврокомиссией. За два года участниками проекта стали более 78 партнерских организаций, занимающихся вопросами развития грамотности и продвижения чтения из 28 Европейских государств (24 из которых – страны-члены Европейского союза).
Программа конференции включала два пленарных заседания и сессии из 13 мастер-классов «Как может ЭЛИНЕТ вам помочь?», на которых эксперты проекта под руководством координатора профессора Кристины Гарбе (Университет Кельна) подвели итоги проекта. В программе конференции лидеры проекта сумели достичь баланса между информационными сессиями, освещающими теоретические вопросы, и мастер-классами, имеющими практическую направленность.
Конференцию открыли именитые гости: ее Высочество принцесса Нидерландов Лорентина – специальный посланник ЮНЕСКО по вопросам развития грамотности; Е.Н.Кристенсен – заместитель генерального директора Еврокомиссии в области образования и культуры; один из наиболее популярных писателей Нидерландов Абделькадер Бенали, который на опыте своей семьи знает, что означает «грамотность» и то, как грамотность может повлиять на жизнь человека. Неслучайно главный лозунг проекта: «ГРАМОТНОСТЬ ИЗМЕНЯЕТ ЖИЗНИ».
В работе конференции приняли участие вице-президент РАЧ Н.М.Курикалова (г. Москва), председатель Санкт-Петербургского регионального отделения, профессор Санкт-Петербургского университета Т.Г.Галактионова, директор школы № 574 (г. Санкт-Петербург) М.А.Волкова. Главным событием конференции и проекта стало провозглашение Декларации права на грамотность граждан Европы, подписанная всеми участниками конференции.
Проект ELINET был вызван к жизни тревожной ситуацией, сложившейся в Европе: кризис грамотности затронул каждое европейское государство. Как показывают национальные и международные опросы, примерно каждый пятый взрослый и каждый пятый подросток в возрасте 15 лет не обладает тем уровнем грамотности, который позволит ему успешно функционировать в современном обществе. Именно этот тезис в разных формулировках, как призыв к действию, будет постоянно «преследовать» участников конференции. На шариковой ручке: «1 из 5 европейцев не будет писать этой ручкой. Хочешь узнать почему? www.eli-net.eu»; в первой строке информационного листка: «Одному из пяти европейцев трудно читать», с экрана монитора: «Каждый 15-летний подросток не умеет читать».
Что сделать для того, чтобы изменить ситуацию? Какие программы для обучения всех возрастных групп граждан использовать? Как повысить уровень осознания важности проблем грамотности и чтения для улучшения жизни европейцев, обеспечения устойчивого экономического роста? Как обеспечить финансовую поддержку проектов, инициатив, направленных на повышение уровня грамотности граждан?
Сетевой проект ELINET поставил своей целью дать ответы на эти и другие вопросы. Участники проекта объединились в 8 команд для решения вопросов координации и сотрудничества, грамотности детей, подростков, взрослых; вопросов повышения информированности по вопросам грамотности, привлечения средств, создания платформы для общения и обмена опытом, определения показателей успешности/эффективности.
Команды участников проекта определили свою миссию, как улучшение политики в области грамотности всех стран-участниц проекта; уменьшение числа детей, подростков и взрослых с низким уровнем грамотности в Европе; создание и развитие в этих целях необходимого и эффективного инструментария; оказание помощи в улучшение навыков чтения и чтения для удовольствия; поддержка существующих и новых проектов на местном, национальном и межнациональном уровне; создание устойчивой платформы для обмена опытом по вопросам грамотности по всей Европе и др.
За время проекта сделано много: углублены теоретические понятия, создан глоссарий терминов, разработаны инструментарии и индикаторы эффективности, обозначены и рассмотрены сквозные темы: чтение для удовольствия, цифровая грамотность и мн. др.
Получили освещение на мастер-классах вопросы чтения учителей, повышения качества обучения грамотности.
Один из разделов, заслуживающих особое внимание, представляет примеры «хороших практик» (good practices), тщательно отобранные с учетом строгих критериев. Среди них проект Русской ассоциации чтения «Музей проживания одной книги» (город Свободный, авторы Т.А.Булавина, Н.И.Захарова) – очевидный успех и признание заслуг наших коллег.
Материал подготовлен вице-президентом РАЧ Курикаловой Н.М.