Исходные предпосылки
- Рассматривать чтение - как средство личностной самореализации и достижения социального успеха.
- Качество чтения российских школьников должно соответствовать международным нормам оценки.
- Детям необходимо получать удовольствие от чтения.
Для этого необходимо:
- обеспечить выполнение целевых установок и нормативных уровней, определенных образовательными стандартами основного общего образования по русскому языку и литературе;
- в методике преподавания этих предметов усилить аспекты, являющиеся предметом анализа в международной оценке качества чтения;
- сохраняя и пропагандируя лучшие традиции российской педагогики, изучить успешный зарубежный опыт в сфере развития детского чтения;
- в рамках концепции гуманитаризации образования создать предпосылки для развития культуры чтения через содержание и организацию самостоятельной работы по всем общеобразовательным предметам;
- способствовать формированию ориентации детей и молодежи на чтение через активные формы организации воспитательной работы в школе;
- разработать социально-педагогическую концепцию школы культуры чтения, в которой чтение является базой, инструментом и стимулом общего успешного развития ребенка;
- создать условия и предпосылки развития социального партнерства школы со всеми заинтересованными лицами и институтами в деле поддержки детского чтения;
- максимально использовать возможности педагогического дизайна в организации образовательного пространства школы для мотивации чтения школьников;
- продумать приемы и способы психолого-педагогического сопровождения чтения школьников, уделить максимальное внимание к детям с особыми нуждами;
- разработать и внедрить в практику эффективные способы привлечения к чтению мальчиков с учетом специфики их гендерных отличий;
- внедрить в широкую практику методику организации индивидуальной самостоятельной работы школьников "Портфель чтения";
- способствовать поиску и пропаганде наиболее удачных образцов педагогического опыта поддержки чтения;
- разработать систему поощрения педагогов, которые по мнению самих детей, успешно приобщают их к чтению, учредить Приз детской признательности учителю;
- поддерживать различные формы международного сотрудничества школ в сфере развития детского чтения;
- при разработке программ непрерывного педагогического образования рассматривать чтение как базовый компонент педагогической компетентности;
- максимально использовать образовательный потенциал визуальной и медиа-культуры;
- методику обучения чтению усилить компонентами эмоциональной окрашенности и привлекательности процессов чтения;
- внедрить в педагогическое сознание взрослых идею о необходимости для ребенка получать удовольствие от чтения;
- совместно с родителями создать максимально позитивный имидж Читателя и престижности Чтения.
(По материалам концепции развития РАЧ //
Сметанникова Н.Н., 2005)