Наиболее масштабным проектом, реализованным Русской Ассоциацией Чтения за последнее время, стало исследование качества "Чтения с листа и чтения с экрана" среди учащихся 6 - 8 классов общеобразовательных школ. Исследование проведено на базе школ Москвы и Московской области в 2009 и 2010 годах. В исследовании приняли участие около 200 учащихся.
Материалом исследования служили два текста: художественный (сказка) и нехудожественный (повествовательный научно-познавательный рассказ). К сожалению, исследователями были получены удручающие результаты. Они показывают, что более 60% школьников учатся в школе, понимая менее половины содержания учебных и других текстов.
Кроме того, нами сделаны следующие выводы:
- Уровень понимания научно-популярного текста ниже, чем художественного. Чтение в средней школе связано в первую очередь с таким предметом, как литература, где школьники знакомятся с художественными текстами. Обучение чтению в начальной школе также ведется в основном на чтении литературных произведений. Ни один учитель-предметник не работает над чтением и пониманием текстов по своему предмету, т.к. эта задача перед ним не поставлена и он не умеет этого делать.
- У учащихся нет привычки и навыков восполнять недостающую информацию, даже при наличии Интернет-ресурсов и необходимости это делать.
- Наибольшую трудность представляют интерпретационные, концептуальные и рефлексивные вопросы к тексту. С выявлением фактической информации в текстах справляются лучше.
- Крайне трудно даются формулировки полного ответа и его запись.
- Качество чтения не слишком изменяется при чтении разными способами - с листа и с экрана.
- Предложенная в процессе исследования методика чтения эффективна и имеет обучающую ценность.
По материалам и результатам исследования Ассоциацией готовится к выпуску обобщающее методическое пособие.
(По материалам статьи: Белоколенко М.В. Чтение – национальный приоритет // Библиотеки Москвы – юношеству.- 2011.- Вып. 39.- С. 5-30)